Департамент образования

Официальный сайт департамента образования Белгородской области
 21 Сен 2020 09:33

Газета «Школа полного дня»

В этом учебном году 10 общеобразовательных учреждений района приступили к реализации масштабного проекта «Организация образовательной деятельности в общеобразовательных учреждениях Корочанского района в режиме «Школа полного дня» - стратегии «Доброжелательная школа», что предполагает, создание таких условий, как безопасность, комфорт, благоприятные отношения между всеми участниками образовательного процесса. Один из принципов «Доброжелательной школы» — это полный день.

школа полного дня - это, прежде всего, индивидуальный маршрут ребёнка, как в урочное, так и во внеурочное время, с учётом его увлечений, участия в кружках, секциях, творческих объединениях. Конечно же, предполагается и организация качественного питания, и новые подходы к организации отдыха и занятости ребёнка, прогулок на свежем воздухе.

В новом формате уже работают Корочанская, Алексеевская, Анновская, Бехтеевская, Кощеевская, Ломовская, Погореловская, Поповская, Соколовская и Яблоновская средние школы.

Что же изменилось в наших общеобразовательных учреждениях после перехода в режим работы школа полного дня?

Во-первых, для большинства современных родителей, как проживающих в городе, так и в сельских территориях, школа полного дня позволила решить проблему с тем, что делать с детьми-школьниками, пока сами родители целый день на работе. Теперь каждый родитель может работать спокойно и не волноваться, что после учёбы некому забрать ребёнка из школы и не знаешь, чем он занимается.

В последние годы сложилась тенденция несамостоятельного выполнения «домашки»: 90% учащихся начальных классов, 75% учащихся 5-9 классов не самостоятельно, а многие только с помощью родителей, привыкли выполнять письменные домашние задания. Конечно, родители с самого начала обучения ребенка в школе хотят, чтобы он хорошо учился и всё делал правильно, поэтому приучают детей к тому, что уроки нужно делать вместе. Ребенок, даже решив до прихода родителей домашнее задание в черновике, не спешит переписать его в тетрадь, пока мама не проверит. С одной стороны, это хорошо. Родителям кажется, что они помогают ребенку, но, с другой стороны, эффект от такой учебы получается обратный. Ребенку, привыкшему учиться под руководством родителей, сложно не только самому сделать домашнее задание, но и на уроке работать самостоятельно непривычно, и всё это, конечно же, ведет к не успешности ребенка в обучении.

Школа полного дня способствовала решению проблемы выполнения домашних заданий: уставшим после рабочего дня родителям и не менее уставшим детям уже не нужно выполнять вечером домашние задания, которые иногда затягиваются до полуночи, потому что ребенок сделал все домашние письменные работы в школе, под руководством учителя или классного руководителя.

Хочу отметить, что это сыграло положительную роль и при переходе на дистанционное обучение в апреле текущего года. Дети в школе полного дня уже привыкли выполнять домашнюю работу не с родителями дома, а самостоятельно, под руководством учителя. Поэтому, работая в дистанционном режиме сейчас, в то время, пока родители на работе, наши школьники под руководством педагогов успевают выполнить и классную, и домашнюю работу и подкрепить её в виртуальной школе.

У многих существует такое убеждение, что все отличие школы полного дня заключается в том, что дети после уроков могут задержаться в школе до вечера.

Только думать так – ошибочно. Не в этой «передержке» школьников заключен основной принцип школы полного дня. Он в разумности подхода к обучению в целом.

В 2019-2020 учебном году в связи с введением в учебный план родного (русского) языка и родной (русской) литературы третий час физической культуры вынесен во внеурочную деятельность и проводится в игровой форме.

Мы гордимся тем, что в Белгородской области педагогическое сообщество смогло сохранить и приумножить воспитательный ресурс¸ заложенный ещё советской школой. Немаловажную роль в этом сыграл преподаваемый во всех школах с 1 по 11 класс региональный курс «Православная культура».

Часы неаудиторной занятости позволили учителю работать с одарёнными детьми в системе: выявление, сопровождение, поддержка. Одарённые школьники, вне зависимости от места их проживания, имеют возможность участвовать в региональных, всероссийских, международных конкурсах и олимпиадах, конференциях, осваивать образовательные программы повышенного уровня.

Работать с детьми, которые показывают низкие образовательные результаты, нужно, это не менее важно, чем работать с отличниками. Причины отставания в учёбе могут быть разными. Кто-то просто пропустил тему и не может сам наверстать. У кого-то особенный темперамент: ребёнок усваивает информацию чуть медленнее, чем все остальные. Есть дети с особыми образовательными потребностями. Здесь крайне необходимо вовремя помочь ребёнку догнать остальных в учёбе. Во время урока учителю, как правило, сложно в полном объёме решать эту проблему. Наша задача в том, чтобы ни один школьник не сдал экзамены ниже, чем на оценку «удовлетворительно». Для этого в режиме полного дня и предусмотрены часы неаудиторной занятости.

Консультационные пункты по подготовке к государственной итоговой аттестации для учащихся 9 и 11 классов, организованные в школах, стали местом, где обучающиеся получают консультацию не только у учителя-предметника, который преподает предмет, но и у любого другого учителя-предметника, не работающего в этом классе. Таким образом, консультационная помощь оказывается педагогами комплексно. Работа консультационных площадок будет построена так, чтобы на результат каждого выпускника работал весь педагогический коллектив. Анализ успеваемости и результатов пробных экзаменов позволяет выявить неусвоенные темы, задания, вызывающие затруднения у школьников. На основе этого анализа и строится работа по устранению пробелов в знаниях по предмету, разбор наиболее трудных тем ОГЭ и ЕГЭ.

В дальнейшем планируется, что воспользоваться консультационной помощью смогут школьники других общеобразовательных учреждений в рамках сетевого взаимодействия.

Деятельность групп самоподготовки, проведение консультаций по учебным предметам, занятия со слабоуспевающими и одаренными школьниками, консультационные площадки по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, индивидуальные образовательные маршруты и карты занятости – всё это работает в школе полного дня.

По сути, сегодня ребенок восемь часов находится в школе. Он должен рационально питаться, значит, необходимо трёхразовое питание с возможностью выбора блюд на обед. В 9 школах, работающих в режиме полного дня, с октября текущего года уже введено альтернативное питание, и ребятам предоставлена возможность выбора второго блюда и салата. В следующем году на альтернативное питание перейдут все общеобразовательные учреждения, имеющие необходимые материально-технические условия.

Ещё одно немаловажное требование к результату проекта – создание зон комфорта для всех участников образовательного процесса.

Конечно, здесь у нас еще много нерешенных проблем, но первые шаги - полное зонирование всех пространств, создание комфортных условий для школьников – уже сделаны. В школах полного дня организованы места активного и тихого отдыха, зоны общения и самоподготовки.

Ребёнок устаёт физически, ведь он несколько часов подряд находится в напряжении. В начальной школе давно пользуются популярностью зоны отдыха с ковровым покрытием. Дети могут присесть или прилечь, пока учитель им что-то читает или рассказывает. Для среднего и старшего звена такие места, как правило, не были предусмотрены ранее. Эта ситуация исправлена в школе полного дня. Также тут организованы коворкинг-зоны.

Обязательным мероприятием стала прогулка в любую погоду. А для этого оборудованы спортивные площадки, проведено ландшафтное благоустройство. Вся инфраструктура школы должна быть удобной для того, чтобы можно было сочетать активные и пассивные виды деятельности детей и взрослых.

Чтобы родителям не пришлось стоять в дверях школы, ожидая своего ребенка, помимо создания зон комфорта для учащихся в школах полного дня оборудованы зоны комфорта для родителей, зоны комфорта для педагогов.

К октябрю 2021 года в режим школа полного дня перейдут Афанасовская, Большехаланская, Жигайловская, Новослободская, Плотавская, Шеинская средние и Заяченская основная школа.

Это не значит, что режим полного дня станет в этих школах обязательным для всех учащихся. Только по желанию! Главное, что здесь будут созданы все условия для пребывания ребенка в течение всего дня. Как показывает практика, такие школы востребованы родителями.

О том, что все школы района смогут перейти в новый режим, пока рано говорить, ведь где-то могут возникнут проблемы с организацией альтернативного питания, а кому-то недостаточно места для зонирования пространства, не хватает кадров для полноценной организации деятельности во второй половине дня.

Уверена, что для многих работающих родителей школы полного дня уже стали хорошим подспорьем.


Дата последнего изменения: 06 Окт 2020 10:09