Департамент образования

Официальный сайт департамента образования Белгородской области
  16 Мар 2021 09:37 —  16 Мар 2021 09:37

«Нам нужны не просто агроклассы, а настоящие агромастерские!»

В каких районах Белгородской области предпрофессиональное образование «под запретом»?

Состоялся семинар-совещание для сотрудников муниципалитетов Белгородской области, занимающихся содержанием образования. Его участники обсуждали необходимость раннего предпрофессионального обучения. Не случайно мероприятие проходило на площадке центра образования № 15 «Луч» г. Белгорода, который обоснованно имеет статус непрерывного IT-кластера, где уже в начальной школе малыши знакомятся с основами LEGO-конструирования и робототехники, а ученики средних и старших классов занимаются в IT-кубе.
ФГОС среднего общего образования предполагает профильное обучение в старших классах – по химико-биологическому, социально-экономическому и другим направлениям. Сегодня особенно остро обозначена задача ранней профориентации, или личностно-профессионального самоопределения школьника. Недостаточно изучать школьные дисциплины на углубленном уровне. А значит, традиционные профильные классы должны уступить место качественному предпрофессиональному образованию, которое формируется буквально с начальных классов.

«Этой задаче в наибольшей степени отвечают создаваемые в школах региона специализированные классы – медицинские, педагогические, инженерные, архитектурные и IT. Сегодня их 97 – на базе 52 школ. Это крайне мало, учитывая, что только 1472 старшеклассника обучаются в специализированных классах. В шести муниципалитетах – Борисовском, Волоконовском, Ивнянском, Корочанском, Красногвардейском и Краснояружском районах – таких спецклассов нет вообще», обозначил проблему первый заместитель начальника департамента - начальник управления образовательной политики департамента образования Белгородской области Николай Рухленко.

Но ведь подобные управленческие решения никак не способствуют прогрессу образования, особенно теперь, когда есть условия для создания IT-классов – инструмента современного цифрового образования. И эта проблема должна стать приоритетной в каждом муниципалитете.

Кстати, специализированные классы для Белгородчины – не новость. Агроклассы функционируют более 15 лет в Яковлевском, Прохоровском районах, Алексеевском городском округе. Их выпускники сегодня трудятся на мясоперерабатывающих предприятиях, молочно-товарных фермах, занимаются исследованиями в ветеринарии, селекционной работой. Сергей Юдин, председатель Совета директоров холдинга «Зеленая долина» обозначил современную тенденцию: «Нам нужны не просто агроклассы, а настоящие агромастерские!». И это запрос современного производителя сельхозпродукции и к профессиональному преподавательскому составу, и к программному содержанию.
Безусловно, создание специализированных классов предполагает решение кадровых и материально-технических вопросов. Так, в Белгороде в нескольких школах открыты архитектурные классы, выпускники которых становятся студентами и БГТУ имени В.Г. Шухова, и других технических вузов страны. Преподаватели белгородского вуза ведут элективные курсы для старшеклассников по ландшафтному проектированию, средовому дизайну. Аналогичное сотрудничество сложилось и с корпорацией «ЖБК», специалисты которой знакомят ребят с особенностями строительных специальностей. Медицинский институт БелГУ при содействии медучреждений города участвовал в создании специализированных классов на базе лицея № 32. И это была реальная помощь в построении личностных профессиональных маршрутов. Реализованный здесь проект «Школа будущего медика» позволил укрепить учебно-лабораторную базу.

«Создание специализированных классов – процесс живой. IT-классы, открытые на базе 10 классов, показали положительную динамику. Информационно-коммуникационные навыки, приобретенные школьниками во время учебы, помогли ребятам более эффективно учиться и по другим направлениям. Школьники не только участвовали в IT-олимпиадах и конкурсах, но выбирали информатику и ИКТ для сдачи на ЕГЭ и набирали по этому предмету 100 баллов. Такое погружение в профессию во многом защищает ребят от разочарований в профессии», считает начальник управления образования администрации г. Белгорода Ирина Гричаникова.

Погружение в специальность возможно организовать и во внеурочной деятельности, и в работе школы полного дня, и благодаря помощи студентов-волонтеров.

Безусловно, организовать специализированные классы в школах областного центра, где есть представительства вузов, гораздо проще, нежели в сельской территории. Но не стоит забывать об образовательной траектории, которую помогут ученикам выстроить преподаватели учреждений среднего профессионального образования. Сегодня к уровню их квалификации, учитывая коллаборацию с промышленными якорными предприятиями Белгородчины, требования предъявляются достаточно содержательные и высокие.
Традиционная классно-урочная система в школах сегодня вытесняется другими формами образования – проектной деятельностью, работой предметных групп, потоковой организацией учебного процесса. И в этом ритме надо жить и развиваться. Специализированный класс – это и требование родителей, которые хотят, чтобы их ребенок был мотивирован на учебу.
К примеру, в Новооскольском городском округе работают четыре крупные школы, которые могут стать локомотивом в создании специализированных классов. Именно муниципалитет определяет образовательную политику и должен сориентировать руководителей школ – идти навстречу запросам детей, родителей.

В завершении семинара Н.М. Рухленко обозначил перед представителями территорий-аутсайдеров задачу: в 2021-2022 учебном году открыть специализированные классы по действительно востребованным направлениям в муниципалитете и организовать их работу, учитывая современные требования к качеству образования.


Дата последнего изменения: 16 Мар 2021 09:42