Этой проблеме была посвящена отраслевая коллегия департамента образования, состоявшаяся на площадке Погореловской средней общеобразовательной школы Корочанского района. Для заместителей глав районов и округов, руководителей муниципальных органов управления образованием, членов Общественного совета при департаменте была подготовлена обзорная экскурсия по территории школы и Корочанского сельскохозяйственного техникума. Именно на площадках этих организаций уже реализуются социально значимые проекты, позволяющие открывать новые образовательные возможности для студентов и школьников.
Техникум сегодня – мобильная профориентационная площадка, где помимо традиционных для аграрной отрасли специальностей (ветеринар, зоотехник, технолог производства и переработки сельхозпродукции и т.д.) идет обучение студентов действительно по профессиям будущего: агроинформатик, архитектор живых систем, сити-фермер, биофармаколог. Главное – студенты максимально погружаются в профессию во время практики в агрохолдинге «Зеленая Долина» и на предприятиях социальных партнеров. Трудоустройство выпускникам гарантировано!
Аналогичный – предпрофессиональный – вектор задан и в Погореловской школе. Старшеклассники получают первую профессию «Рабочий зеленого хозяйства» и вторую – «Водитель категории «В». И для малышей, и для учеников средней ступени здесь тоже создано настоящее пространство возможностей. Школа работает в формате полного дня. Вполне обоснованно ключевым принципом здесь выбрали «основное образование + дополнительное = целое». Учебная и внеурочная деятельность ведется по научно-техническому, художественно-эстетическому, спортивно-оздоровительному, социально-педагогическому направлениям. В приоритете – воспитание личности ребенка, готового к жизни в современном мире: мобильной, способной самостоятельно овладевать знаниями, трудолюбивой, способной к решению предметных задач.
Все эти цели априори предполагают высокое качество общего образования. А еще – уверенное знание математики, истории, владение метапредметными навыками, сформированная функциональная грамотность.
Каково новое значение показателя «качество образования»? Сегодня в школьном образовании, которое постоянно требует новых механизмов управления, не обойтись без «цифры». Виртуальная и дополненная реальность, онлайн-курсы, электронные учебные пособия уже стали повседневностью. Работа в школах Белгородчины «Точек роста» формирует конвергентные требования к образованию в сетевых сообществах.
«На фоне колоссальных возможностей, которые цифровые технологии привносят в образование, мы обязаны сохранить баланс между традиционными и современными подходами. Результаты участия школьников в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях должны стать большим массивом информации, прежде всего, для талантливого учителя, который поможет своим ученикам и гармонично развиваться, и сделать верный профессиональный выбор. Решением этой задачи должен стать ПОТОК (Персонализированная Образовательная Траектория в Открытых Коллективах) – обучение на основе учебного плана в больших группах переменного состава, а также РОСТ (Распределённое Оценивание в Системе Талантов) – где данные по каждому учащемуся становятся частью его электронной биографии. Значит, региональную систему «Виртуальная школа» ждет очередной апгрейд», обозначил одно из направлений региональной стратегии первый заместитель начальника департамента - начальник управления образовательной политики департамента образования Белгородской области Николай Рухленко.
Кстати, подобная технология уже успешно применяется в Шуховском лицее г. Белгорода. О «цифровом помощнике», который управляет информационными потоками, шла речь в выступлении заместителя директора лицея Владислава Боболовича. С материалами выступления можно познакомиться здесь.
Какова же роль учителя в цифровом мире? Это его ежедневная работа в рамках учебного процесса. Например, формирование читательской грамотности – основного направления в исследовании PISA. А еще – развитие функциональной грамотности, которая не может быть набором отдельных уроков или набором отдельных заданий. Этот процесс должен быть «вшит» в учебную программу как обязательная составляющая. Еще одно направление – дополнительное и предпрофессиональное образование для школьников. По учебникам дети осваивают основной понятийный аппарат, законы природы, алгоритмы применения этих законов в модельных (учебных) ситуациях. Но параллельно идут процессы развития технологий, коллаборации наук, появляются новые материалы, новые устройства, приборы, гаджеты. И это все сферы для применения учебных знаний в ситуациях за пределами школьных кабинетов.
Бесспорно, учитель для школьника сегодня – мотиватор, навигатор, наставник, помощник, воспитатель, мастер. А в школе он пилот самолета, который поднимет весь педагогический коллектив на новые высоты.
В Белгородской области открывается все больше специализированных классов и мастерских, в практику вошел региональный чемпионат по цифровым компетенциям «Цифровое многоборье», создаются внутришкольные и межшкольные Центры развития навыков XXI века – бизнес-инкубаторы. Все это делается для того, чтобы школьнику было учиться интересно и комфортно. В этом контексте интересен опыт учителей Образовательного комплекса «Озёрки» имени М. И. Бесхмельницына Старооскольского ГО. В этой школе технология «индивидуальных проектов» позволила разработать для каждого ученика свой «маршрут успеха». Главный принцип – построение профессиональной, метапредметной вертикали. Материалы презентации здесь.
Есть объективный показатель успешности белгородской системы образования – это результаты исследований качества образования, в том числе международных (PISA, PIRLS, ГИА, ВПР и др.). Их цель – увидеть положительную или отрицательную динамику, по всем направлениям функциональной грамотности по сравнению с результатами прошлого года. Если результаты текущей успеваемости соотносятся с итогами независимых оценочных процедур, можно делать выводы о реальном достижении показателей качества образования. А если ситуация обратная? Значит, работы школьников систематически оценивались не объективно, методическую помощь учителя не получали либо не имели возможности повысить квалификацию по наиболее сложным темам (разделам).
«Именно поэтому сегодня вся управленческая деятельность муниципалитетов должна строиться на основе серьезного и глубокого анализа мониторинга результатов обучения, содержания и условий осуществления образовательного процесса. Учитель не должен оставаться «один на один» со своими профессиональными неудачами. Стремление к эффективности образования за счет раннего выявления и быстрого устранения дефектов различных видов – это один из механизмов повышения качества образования. Но эта работа по анализу ситуации в муниципалитете не должна проводиться формально. Помощь в улучшении качества образования нужно каскадировать до уровня не только каждой школы, а каждого учителя», отметила начальник управления по контролю и надзору в сфере образования департамента образования Белгородской области Елена Третьякова.
Презентацию Е.Б. Третьяковой можно скачать здесь.
Очень важно, чтобы Белгородский и Старооскольский институты развития образования стал сертифицирующим органом, допускающим ту или иную организацию или частного предпринимателя на рынок образования. Сертификация является основанием для присоединения к РОСТу в качестве точки оценивания знаний, умений по тем или иным направлениям.
К сожалению, Белгородская область вошла в число так называемых «регионов образовательных контрастов», когда существует большой разрыв между школами по ряду показателей, что, в итоге, провоцирует социальную напряженность. В этом случае выходом из ситуации станет участие нашей области в федеральном проекте «500+». Но это внешний механизм.
Особенно значима роль директора, который старается из «школы с низкими образовательными результатами» построить образовательное учреждение, обеспечивающее достойный уровень качества образования. Это внутренняя работа, на уровне отдельной школы – с локальными успехами, со скользящим улучшением качества. Но это первые шаги и первые результаты. Главное, чтобы в команде такого директора были люди понимающие, принимающие и умеющие решать поставленные задачи.
В этом смысле интересен опыт работы коллектива СОШ № 17 г. Белгорода. Принципом кардинального изменения здесь стал грамотный управленческий подход, открывший новые возможности для педагогов. После детального анализа ГИА выпускников, независимых оценочных процедур в 4-х классах был сделан вывод о неэффективной подготовке школьников к аттестации, об отсутствии связи между текущей учебной программой и содержанием проверочных работ. В целом, отсутствовала система в подготовке детей к оценочным процедурам любого уровня. Молодой директор Михаил Шейченко вместе с учителями скорректировал работу на всех уровнях обучения – от практики устного счета до выстраивания индивидуальной траектории развития школьника. Это обновление коснулось урочной и внеурочной деятельности, а также самостоятельной работы. Более подробно алгоритм успеха представлен в презентации.
Интересен опыт в решении этого вопроса в образовательном комплексе «Слобожанщина». Эта сельская школа стала центром социально-экономического и духовно-нравственного развития села. Презентация Л.А. Трубиной.
Есть уверенность, что при общих усилиях Белгородская область будет иметь передовую систему образования, способную минимизировать социальные риски, связанные с активным наступлением нового технологического уклада, и предоставляющую своим гражданам равные условия доступа к качественному образованию, тем самым одновременно обеспечивая и своё дальнейшее поступательное развитие.