Сегодня – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма (World Autism Awareness Day). Он был установлен в 2007 году резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. В этот день во всем мире проходят различные акции и информационные мероприятия, посвященные проблемам людей с аутизмом. В России проходит ежегодный межрегиональный инклюзивный фестиваль #ЛюдиКакЛюди, который даёт возможность узнать о том, что такое аутизм, как живут люди с таким диагнозом, как можно им помочь и как поддержать включение детей и взрослых с РАС в повседневную жизнь.
В Белгородской области ведется масштабная работа по включению детей с аутизмом в систему непрерывного доступного общего образования. Развиваются системы организаций, которые оказывают помощь семье и детям с РАС. Так, уже в 2014 году в регионе были открыты первые ресурсные классы (РК) и ресурсные группы (РГ), признанные в мире наиболее эффективными образовательными моделями для детей с расстройствами аутистического спектра. Уникальность этих макро-объединений в сочетании инклюзивного образования и индивидуального обучения. При этом ребёнок официально зачислен в общеобразовательный класс, а ресурсная группа (класс) – это место, где для него специалистами организовано индивидуальное сопровождение.
В декабре 2019 года был создан региональный наблюдательный совет по работе с детьми с РАС под руководством Уполномоченного по правам ребёнка в Белгородской области Г.А. Пятых. Работе удалось придать определённую управляемость и системность. Следующим шагом стало создание в 2020 году регионального ресурсного центра для детей с РАС и другими ментальными нарушениями при Белгородском региональном центре психолого-медико-социального сопровождения.
Эти грамотные практические решения позволили за последние четыре года обучить более 1300 педагогов для работы с особенными детьми, создать четыре ведущие стажировочные площадки – на базе школ и детских садов. Сегодня мы с уверенностью говорим о системе непрерывного доступного дошкольного и школьного образования для детей с особыми возможностями. В текущем учебном году в девяти муниципалитетах Белгородчины работают 27 ресурсных классов, где обучение проходят свыше 150 школьников, а также функционируют 17 ресурсных групп – сейчас там обучаются более 80 детей, которых учат общаться с окружающими, преодолевать жизненные трудности, помогают развивать творческие способности. И эта работа будет продолжена.
Приоритетным вектором 2019 года стало пожелание родителей – создать детям с РАС условия для получения дополнительного образования. Именно поэтому в регионе был дан старт проекту «Вовлечение детей с РАС в дополнительное образование «Радость открытия». Для таких ребят были разработаны адаптивные образовательные программы, в том числе технической направленности, художественной, естественнонаучной, социально-гуманитарной. Все они доступны в региональной системе «Навигатор».
Помимо активной деятельности ресурсных классов и групп, регионального Центра для детей с РАС, помощь малышам и подросткам с особыми потребностями оказывается в рамках других масштабных областных проектов: «Профориентация обучающихся с ОВЗ»; «Развитие психолого-педагогической компетентности родителя в системе регионального родительского клуба «Ответственное РОДИТЕЛЬСТВО»; «Создание информационного банка данных о детях с расстройствами аутистического спектра»; «Апробация системы поддержки педагогов по работе с детьми с особыми образовательными потребностями».