В Чернянском районе подвели итоги плановой выездной проверки администрации.
В этом году Рособрнадзором впервые проведена оценка муниципальных управленческих механизмов как составной части управления качеством образования на уровне субъекта. 11 муниципалитетов Белгородской области приняли участие в оценке. Следующий шаг – аналогичная оценка управленческих механизмов в каждой образовательной организации.
На площадке Чернянской общеобразовательной школы № 1 с углубленным изучением отдельных предметов состоялось подведение итогов проверки муниципальной администрации в формате неоконференции. У каждого из участников была возможность не только обозначить проблему, но и предложить варианты ее решения.
Первый заместитель начальника департамента – начальник управления образовательной политики департамента образования Белгородской области Николай Рухленко в приветственном слове акцентировал, что ключевой целью государственной политики является высокое качество образования в соответствии с меняющимися запросами населения и новыми задачами развития общества и экономики.
Как эта задача реализуется в районе?
Участие руководства муниципалитета во всех вопросах сферы образования было и остается постоянным. По мнению заместителя главы администрации Чернянского района по социальной политике Татьяны Рыка сфера образования муниципалитета динамично обновляется. Существующая инфраструктура соответствует современным требованиям. За последние 5 лет в рамках капитального ремонта детских садов и школ освоено порядка 240 млн. рублей. Продолжается ремонт школы в селе Малотроицое, на 2021 запланирован ремонт в детском саду «Березка» села Русская Халань. В обновляемых зданиях приоритетом является их архитектурная доступность для посещения детьми с ограниченными возможностями здоровья, маломобильными гражданами. В целом, образовательная среда чернянской территории формируется в соответствии с региональной стратегией «Доброжелательная школа». Все проблемы решены?
Несмотря на развитие материально-технической базы и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры образовательных организаций района, есть школы сёл Лубяное, Новоречье, Большое, Ковылено, Волково, требующие обновления компьютерной техники. Весной 2020 года, в период дистанционного обучения, особенно остро ощущалась нехватка современных девайсов. Было принято решение – образовательные услуги осуществлять с опорой на все доступные цифровые электронные ресурсы, электронные платформы.
«Наиболее острым остается вопрос увеличения числа детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями. В школах района по адаптированным образовательным программам обучаются 104 ребёнка таких категорий, как слабовидящие, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с тяжёлыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью), с РАС. Из них инклюзивно обучалось 83 ребенка. На практике учителю трудно совмещать работу с детьми, обучающимися по общеобразовательной программе, особенно в большом классе, и с детьми с интеллектуальными нарушениями», пояснила Т.Н. Рыка.
Обсудив проблему, участники тематических групп разработали алгоритм создания в образовательных учреждениях различных типов специальных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.
Пусть небольшой, но это тоже один из шагов в управлении качеством образования в муниципалитете. И один из «уроков» проверки Чернянского района.
«Очень часто, все усилия по управлению качеством сводятся к дополнительным требованиям и проверкам. Это и усложняет все дело, и отталкивает от него людей. Нельзя управление качеством сводить только к контрольным функциям. Оно должно включать мотивацию, организацию, планирование деятельности, грамотный анализ и исследование качества. Это изменение сознания и мышления человека, позволяющее отказываться от старых схем понимания проблем, их оценок и подходов к решению», подчеркнула в выступлении начальник управления по контролю и надзору в сфере образования департамента образования Белгородской области Елена Третьякова.
Сегодня существует система оценки качества образования, включающая целый комплекс диагностических, исследовательских, аттестационных процедур (ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, НИКО и др.). Это позволяет выполнить комплексную оценку и качества подготовки школьников, и оценку уровня профессиональной компетентности учителей. Однако проблема в том, что результаты этих исследований и оценок не используются как инструмент управления.
Что должно реально работать в муниципалитете, чтобы отрасль «образование» была признана эффективной?
Во-первых, реальные механизмы управления качеством образовательных результатов. А это выстроенная система работы со школами с низкими результатами обучения; выявление и развитие одаренности у детей и молодежи; работа по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся.
Второе – работают механизмы управления качеством образовательной деятельности. Они строятся на объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников; мониторинге эффективности руководителей образовательных организаций; системе методической работы; мониторинге качества дополнительного профобразования педагогов; системе организации воспитания и социализации дошколят и школьников.
Таким образом, дальнейшая работа должна обеспечить переход от управления на основе предписаний к управлению на основе оценки и анализа процессов, происходящих в системе образования.