Департамент образования

Официальный сайт департамента образования Белгородской области
Интернет-приемная
  09 Фев 2021 13:38 —  09 Фев 2021 13:38

Белгородские школы РАН: 500 дней роста

Школьный цифровой помощник, «Умный дом» с «Зеленым тарифом», «Молекулярная кухня» – это не названия проектов будущего, а реально действующие мини-лаборатории в Шуховском лицее г. Белгорода. Это образовательное учреждение, также как белгородский лицей № 9 и СОШ № 20 с углубленным изучением отдельных предметов г. Старый Оскол, уже полтора года входит в лигу «Школ Российской академии наук» от Белгородской области. Шуховский лицей стал площадкой для регионального совещания с участием представителей школ РАН Ставропольского края.

«500 дней в статусе опорной школы РАН». Эта тема была заявлена ключевой. Каких результатов добились и с какими столкнулись трудностями? Что в перспективе? Эти вопросы обсудили участники мероприятия, посетив открытые «мастерские» лицея, и представили свои достижения в статусе «Базовых школ РАН».

Уже с первого класса здесь формируют у школьников функциональную грамотность – через решение задач на пространственное представление и расчеты расходов на оплату коммунальных услуг. Ученики среднего звена могут похвастать своими исследованиями и проектами. Они изготавливают мебель для кукол, анализируют кислотность почв, монтируют видеоролики и ведут странички в соцсетях. А работы старшеклассников – точечный дайджест современной науки. Моделирование на платформе Arduino, работа студии виртуальной реальности, действующий полигон для роботов. И это лишь часть из воплощённых задумок.

Углубленное изучение предметов по «профилю», обновление материально-технической базы, работа с кадрами – все это в школе РАН есть априори. Что кардинально нового?

«Опорная школа должна быть локомотивом в трансформации цифровой образовательной среды. У нас это «Школьный цифровой помощник»: электронный портал, где ученик для своего маршрута выбирает всевозможные олимпиады, конкурсы, состязания. Помощник дополняет маршрут новыми образовательными событиями, сохраняя загруженные артефакты, поддерживая мотивацию ребенка к достижению поставленной цели», рассказывает заместитель директора Шуховского лицея Владислав Боболович.

У старооскольской школы № 20 – свой, многовекторный, путь в профилизации. Здесь реализуется проект «Развитие математической и естественнонаучной грамотности обучающихся в образовательном кластере «школа-вуз-предприятие». Для проведения исследований учащиеся используют лаборатории вузов г. Старого Оскола. Педагогами школы совместно с преподавателями вузов разработано 14 курсов внеурочной деятельности по робототехнике, нанотехнологиям, IT-технологиям, генетике и экологии.

«Мы убеждены, что совместная деятельность в рамках образовательного кластера должна начинаться с младшего школьного возраста. Наставниками юных ученых стали не только учителя, но и старшеклассники – участники проекта «Дети-наставники», студенты вузов, выпускники, которые проводят встречи, занятия, онлайн-консультации. Под руководством выпускников нашей школы ребята 7-11 классов проходят обучение в заочной физико-технической школе МФТИ. Такая работа позволяет заинтересовать ребят, погрузить их в интересный мир научных открытий, выбрать правильную будущую профессию», поделилась опытом директор средней общеобразовательной школы № 20 с углубленным изучением отдельных предметов Елена Абаполова.

Здесь уже в начальной школе дети знакомятся с различными видами роботов, участвуют в их сборке. В старших классах школьники совместно с преподавателями МИСиС занимаются разработкой проектов по программированию роботов, программных приложений для промышленных предприятий города. Ребята изучают основы механики и конструирования. Сейчас они работают над созданием манипуляторной техники и возможностью ее удаленного управления через использование гироскопов и акселерометров. Такая техника используется на многих предприятиях и имеет большой научный потенциал. Свои проекты школьники результативно представляют на форумах «Открытые инновации» в Сколково и образовательного центра «Сириус».

А еще у этой опорной школы есть эксклюзивная идея. В течение учебного года старшеклассники изучают профильные предметы на двух языках: русском и английском. Такое взаимодействие позволит ребятам в будущем представлять свои исследования не только на всероссийском, но и на международном уровнях.

Уникальный опыт есть и у лицея № 9 г. Белгорода. Здесь все ученики с 1-го по 11-й класс осваивают учебные курсы исследовательской направленности, в школе работают научные общества.

«Но наша главная цель – это реальное участие детей в научных исследованиях и проектах. Наглядный пример – сотрудничество со Всероссийским географическим обществом. Пятиклассники лицея почувствовали себя маленькими учеными, которые участвовали во Всероссийском проекте научного волонтерства «Снежный дозор». Они собирали данные о формировании и динамике снежного и ледового покровов в городе. Работа наших ребят используется Всероссийским географическим обществом для создания новой климатической карты России», отметила директор лицея № 9 Елена Петренко.

Под руководством молодых ученых БелГУ команда обучающихся 9-х классов погружается в научно-образовательный процесс по созданию искусственного спутника Земли малого формата для исследования космоса. Дети, увлеченные астрономией, физикой, информатикой и биологией, обязательно запустят свой спутник и сделают свои маленькие открытия по выращиванию белгородской сирени на орбите Земли.

Участвовавший в видеоконференции секретарь комиссии по научно – организационной поддержке базовых школ РАН Александр Соломатин поблагодарил участников от белгородской стороны за бесценный опыт и отметил, что статьи наших педагогов будут опубликованы в сборнике научных работ.

В Ставропольском крае пока две школы получили высокий статус опорных площадок Российской академии наук. Они также строят свою работу на основе проектно-исследовательской деятельности. Но профильная подготовка учащихся начинается только со старшей ступени.

Обмен опытом между нашими регионами теперь станет постоянным. Напомним, Белгородская область и Ставропольский край подписали соглашение, в том числе и о сотрудничестве в образовательной сфере.

"Каждые полгода мы подводим итоги работы базовых школ РАН. Первые результаты в том, что исследовательская деятельность и науки становятся детям интересны. Многие проекты ребят амбициозны. Важно, что изменились сами учителя. Методическая работа в школах теперь направлена на трансформацию опыта другим образовательным учреждениям, в том числе с низкими образовательными результатами. Школы меняются качественно! Это делается для того, чтобы наши ученики добивались максимальных результатов. Они имеют все возможности пополнить ряды российских ученых. Наверняка здесь растет тот самый Ломоносов или Менделеев, который прославит великую Россию!», подвел итоги встречи первый заместитель начальника департамента - начальник управления образовательной политики департамента образования Белгородской области Николай Рухленко. 


Дата последнего изменения: 10 Фев 2021 13:44