Значимым, уникальным событием в жизни системы образования Белгородской области стало создание трёх опорных школ под эгидой Российской академии наук. Напомним, что старт этой инициативы при поддержке Минпросвещения России был одобрен Президентом Российской Федерации, и наш регион стал одним из первых участников «Проекта по созданию базовых школ РАН». А в Белгородской области этот проект реализуется в рамках региональной стратегии развития образования «Доброжелательная школа».
Три образовательных учреждения – Лицей № 9 и Шуховский лицей г. Белгорода, Средняя общеобразовательная школа № 20 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Старый Оскол – обрели официальный статус тим-лидеров. Но вместе с ним получили конкретное задание: создавать качественное школьное образование, чтобы выявлять и обучать талантливых детей, ориентировать их на построение успешной карьеры в области науки и высоких технологий.
Прошёл год. Что сделано за непродолжительное время со времени запуска проекта? Какие уже есть «точки роста» для укрепления единого образовательного пространства: школа – вуз – предприятие? С какими проблемами столкнулись? Эти вопросы обсудили сегодня в режиме онлайн-дискуссии секретарь комиссии по научно – организационной поддержке базовых школ РАН Александр Соломатин, представители регионального департамента образования, руководители опорных школ.
Качественное образование для обучающихся, которые ориентированы на освоение научных знаний и достижений науки, повышение профессиональной квалификации педагогов, укрепление материально-технической базы школ – это задачи, с которыми успешно справляются участники проекта. И результатом этой активности стали образовательные результаты работы и школьников, и учителей. Так, 14 воспитанников Лицея № 9 успешно прошли конкурсный отбор и стали участниками образовательных программ для школьников по физике, математике и литературе Центра «Сириус». 141 проект разработали учащиеся 4-11 классов Старооскольской СОШ № 20 под руководством преподавателей вузов и учителей-наставников нашей школы. А Шуховский лицей стал инициатором проведения на базе БГТУ Первого технологического фестиваля имени В.Г. Шухова. В фестивале приняло участие более 300 учащихся школ Белгородской области.
Отдельный вопрос - повышение квалификации педагогов базовых школ РАН. Вот некоторые примеры решения этой задачи. Педагоги прошли очное обучение на базе образовательных центров и ведущих вузов Российской Федерации (МГУ им. М.Ломоносова, Высшая Школа Экономики и др.), стали участниками информационных и обучающих семинаров, научно-практических конференций по актуальным проблемам современного образования всероссийского уровня. А также принимали участие в работе круглого стола по вопросам поддержки научных исследований в базовых школах РАН при Президиуме Российской академии наук. С подробным представлением опыта работы белгородских базовых школ можно познакомиться в презентациях. (Скачать)
Уникальная специализация, новые лаборатории, лекции от звёзд науки – эти и многие другие ресурсы применяются в Белгородской области для реализации проекта по функционированию базовых школ РАН. Сотрудничество с инновационными предприятиями, научно-исследовательскими лабораториями и технопарками также обеспечено в нашем регионе.
Вместе с тем, руководители белгородских базовых школ РАН высказали необходимость расширить и географию ВУЗов-партнеров, и качественно изменить содержание образовательных программ, сделав крен на практическую составляющую в связке «наука-образование-производство». Есть и проблемы.
«Не получилось конструктивного взаимодействия с Белгородским институтом развития образования. Наши ожидания от организации научно-методического сопровождения школ РАН не оправдались. Институтом не предложено курсов повышения квалификации для педагогов по работе с одаренными детьми или организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся, нет механизма сопровождения послевузовского образования молодых педагогов», отметила Елена Петренко, директор Лицея № 9 г. Белгорода.
Еще один блок проблем, с которыми пришлось столкнуться всем участникам проекта, связан с пандемией коронавируса. Многие выездные мероприятия научно-практической направленности, включенные в индивидуальные образовательные маршруты школьников, пришлось отложить на неопределенное время. А ведь индивидуализация образовательного процесса является принципиальной, так как проектная и научно-исследовательская деятельность выстраивается на личных познавательных интересах.
«Не менее важна и постпроектная деятельность. Статус школы РАН – это новая высота, которую требуется ежедневно подтверждать и доказывать. Организационные, методические, управленческие мероприятия в белгородских школах РАН кардинально изменили образовательный процесс, синтезировав самый передовой научный и педагогический опыт. И ключевая роль в этом – руководителей школ, замотивированных на движение вперед и вверх вместе со своим коллективом. Каждый учитель должен подтверждать своим трудом, что он достоин работать в школе РАН. Он должен уметь акцентировать внимание на том, что может «работать», и не бояться экспериментировать. А дети с первого класса должны понимать, что именно в школе Российской академии наук они овладеют исследовательскими умениями. Каждый воспитанник такой школы должен быть включен в эту деятельность», резюмировал первый заместитель начальника департамента - начальник управления образовательной политики департамента образования Белгородской области Николай Рухленко.
Отметим, что именно по инициативе Николая Михайловича состоялось подведение итогов года работы в проекте. Но уже наша область готова поделиться опытом и на межрегиональном уровне, и на федеральном. Необходимо расширять географию сотрудничества и взаимодействия, чтобы совершенствовать инструментарий, технологии. И в этом смысле у руководителей опорных школ тоже немало интересных планов.
В частности, внедрение карты профессиональной активности педагогов, которая позволит автоматизировать мониторинг участия в мероприятиях за пределами непосредственного учебного процесса. Проект «Инициатива», призванный вдохновить педагогов на новаторство. Работа с педагогами-лидерами. Создание системы наставничества и шефства для обучающихся образовательных организаций области «Дети-наставники» – ключевой блок воспитательной работы.
Сами участники проекта, анализируя годовые итоги, убеждены, что бо'льшая часть его реализации впереди. И главная цель – трансформация не только образовательного пространства, но и менталитета всех участников. В школе РАН – новый учитель – новый ученик – новый родитель. Это люди, заинтересованные в общем результате: поднять уровень обучения на качественно новый уровень.