В декабре 2020 года завершился региональный проект «Внедрение бережливых технологий в деятельность дошкольных образовательных организаций Белгородской области» («Бережливый детский сад»). Его реализация начата с июня 2019 года и за это время бережливые технологии прочно вошли не только в профессиональное взаимодействие педагогов, но и во взаимодействие с детьми и родителями, которые активно вовлекались не только в реализации бережливых проектов, но и в их инициацию.
Конечно формирование культуры бережливой личности осуществлялось постепенно, но со всех сторон. Педагогов обучали лидерские команды «опорных» детских садов, созданные в каждом муниципалитете. Руководителей и специалистов муниципалитетов неоднократно принимала региональная «опорная» площадка – детский сад №20 «Калинка» (г.Старый Оскол), которая передавала накопленный опыт в области применения бережливых технологий в различных направлениях деятельности дошкольной образовательной организации. Жизнь в группах детей старшего дошкольного возраста планировалась самими воспитанниками
с использованием доски задач.
Следующим этапом реализации проекта стало использование накопленных знаний в преобразовании пространства детского сада. Появилась навигация
по зданиям, территории и родители стали быстрее находить своих малышей, нужных специалистов, чтобы обратиться за консультацией. Среда групповых помещений
и холлов наполнилась полезными алгоритмами-подсказками для детей, чтобы они смогли быть более самостоятельными в игре и свободном общении. Для родителей появились комфортные зоны ожидания с полезной информацией о развитии
и воспитании ребенка, афишей образовательных событий детского сада. Многие коллективы детских садов разработали свои брендбуки, что позволило еще больше сплотить коллектив, определить его приоритеты в развитии детского сада, с учетом мнения детей и родителей. А еще с сентября этого года началась апробация парциальной программы «Азбука бережливости», которая разработана коллективом единомышленников: сотрудников институтов развития образования Белгорода
и Старого Оскола, педагогами-практиками, наиболее успешными во внедрение бережливых технологий в педагогический процесс. Староосколькие педагоги провели конкурс бережливых игр и теперь дети осваивают бережливые технологии в игровой форме, используя игры, изготовленные руками педагогов.
А что же дальше? А дальше программа завершит свою апробацию,
ее результаты обсудят на открытых педагогических площадках и она, мы надеемся, активно войдет в содержание дошкольного образования детских садов региона.
В соответствии с требованиями проекта все детские сады попробовали свои силы
в реализации бережливых проектов и мы надеемся, что каждая лидерская команда открыла что-то свое, полезное, важное, нужное и выбрала те бережливые инструменты для дальнейшего использования, которые могут осуществить преобразования, позволяющие детскому саду не просто стабильно функционировать, но в первую очередь активно развиваться. Но самое главное каждый, кто прикоснулся к бережливым технологиям, хоть немного, но стал более критично мыслить: видеть важное в мелочах, замечать вокруг себя поле для преобразований и самое главное - активно включаться в эти преобразования, в том числе и в качестве лидера.