В этом учебном году 10 общеобразовательных учреждений района приступили к реализации масштабного проекта «Организация образовательной деятельности в общеобразовательных учреждениях Корочанского района в режиме «Школа полного дня» - стратегии «Доброжелательная школа», что предполагает, создание таких условий, как безопасность, комфорт, благоприятные отношения между всеми участниками образовательного процесса. Один из принципов «Доброжелательной школы» — это полный день.
школа полного дня - это, прежде всего, индивидуальный маршрут ребёнка, как в урочное, так и во внеурочное время, с учётом его увлечений, участия в кружках, секциях, творческих объединениях. Конечно же, предполагается и организация качественного питания, и новые подходы к организации отдыха и занятости ребёнка, прогулок на свежем воздухе.
В новом формате уже работают Корочанская, Алексеевская, Анновская, Бехтеевская, Кощеевская, Ломовская, Погореловская, Поповская, Соколовская и Яблоновская средние школы.
Что же изменилось в наших общеобразовательных учреждениях после перехода в режим работы школа полного дня?
Во-первых, для большинства современных родителей, как проживающих в городе, так и в сельских территориях, школа полного дня позволила решить проблему с тем, что делать с детьми-школьниками, пока сами родители целый день на работе. Теперь каждый родитель может работать спокойно и не волноваться, что после учёбы некому забрать ребёнка из школы и не знаешь, чем он занимается.
В последние годы сложилась тенденция несамостоятельного выполнения «домашки»: 90% учащихся начальных классов, 75% учащихся 5-9 классов не самостоятельно, а многие только с помощью родителей, привыкли выполнять письменные домашние задания. Конечно, родители с самого начала обучения ребенка в школе хотят, чтобы он хорошо учился и всё делал правильно, поэтому приучают детей к тому, что уроки нужно делать вместе. Ребенок, даже решив до прихода родителей домашнее задание в черновике, не спешит переписать его в тетрадь, пока мама не проверит. С одной стороны, это хорошо. Родителям кажется, что они помогают ребенку, но, с другой стороны, эффект от такой учебы получается обратный. Ребенку, привыкшему учиться под руководством родителей, сложно не только самому сделать домашнее задание, но и на уроке работать самостоятельно непривычно, и всё это, конечно же, ведет к не успешности ребенка в обучении.
Школа полного дня способствовала решению проблемы выполнения домашних заданий: уставшим после рабочего дня родителям и не менее уставшим детям уже не нужно выполнять вечером домашние задания, которые иногда затягиваются до полуночи, потому что ребенок сделал все домашние письменные работы в школе, под руководством учителя или классного руководителя.
Хочу отметить, что это сыграло положительную роль и при переходе на дистанционное обучение в апреле текущего года. Дети в школе полного дня уже привыкли выполнять домашнюю работу не с родителями дома, а самостоятельно, под руководством учителя. Поэтому, работая в дистанционном режиме сейчас, в то время, пока родители на работе, наши школьники под руководством педагогов успевают выполнить и классную, и домашнюю работу и подкрепить её в виртуальной школе.
У многих существует такое убеждение, что все отличие школы полного дня заключается в том, что дети после уроков могут задержаться в школе до вечера.
Только думать так – ошибочно. Не в этой «передержке» школьников заключен основной принцип школы полного дня. Он в разумности подхода к обучению в целом.
В 2019-2020 учебном году в связи с введением в учебный план родного (русского) языка и родной (русской) литературы третий час физической культуры вынесен во внеурочную деятельность и проводится в игровой форме.
Мы гордимся тем, что в Белгородской области педагогическое сообщество смогло сохранить и приумножить воспитательный ресурс¸ заложенный ещё советской школой. Немаловажную роль в этом сыграл преподаваемый во всех школах с 1 по 11 класс региональный курс «Православная культура».
Часы неаудиторной занятости позволили учителю работать с одарёнными детьми в системе: выявление, сопровождение, поддержка. Одарённые школьники, вне зависимости от места их проживания, имеют возможность участвовать в региональных, всероссийских, международных конкурсах и олимпиадах, конференциях, осваивать образовательные программы повышенного уровня.
Работать с детьми, которые показывают низкие образовательные результаты, нужно, это не менее важно, чем работать с отличниками. Причины отставания в учёбе могут быть разными. Кто-то просто пропустил тему и не может сам наверстать. У кого-то особенный темперамент: ребёнок усваивает информацию чуть медленнее, чем все остальные. Есть дети с особыми образовательными потребностями. Здесь крайне необходимо вовремя помочь ребёнку догнать остальных в учёбе. Во время урока учителю, как правило, сложно в полном объёме решать эту проблему. Наша задача в том, чтобы ни один школьник не сдал экзамены ниже, чем на оценку «удовлетворительно». Для этого в режиме полного дня и предусмотрены часы неаудиторной занятости.
Консультационные пункты по подготовке к государственной итоговой аттестации для учащихся 9 и 11 классов, организованные в школах, стали местом, где обучающиеся получают консультацию не только у учителя-предметника, который преподает предмет, но и у любого другого учителя-предметника, не работающего в этом классе. Таким образом, консультационная помощь оказывается педагогами комплексно. Работа консультационных площадок будет построена так, чтобы на результат каждого выпускника работал весь педагогический коллектив. Анализ успеваемости и результатов пробных экзаменов позволяет выявить неусвоенные темы, задания, вызывающие затруднения у школьников. На основе этого анализа и строится работа по устранению пробелов в знаниях по предмету, разбор наиболее трудных тем ОГЭ и ЕГЭ.
В дальнейшем планируется, что воспользоваться консультационной помощью смогут школьники других общеобразовательных учреждений в рамках сетевого взаимодействия.
Деятельность групп самоподготовки, проведение консультаций по учебным предметам, занятия со слабоуспевающими и одаренными школьниками, консультационные площадки по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, индивидуальные образовательные маршруты и карты занятости – всё это работает в школе полного дня.
По сути, сегодня ребенок восемь часов находится в школе. Он должен рационально питаться, значит, необходимо трёхразовое питание с возможностью выбора блюд на обед. В 9 школах, работающих в режиме полного дня, с октября текущего года уже введено альтернативное питание, и ребятам предоставлена возможность выбора второго блюда и салата. В следующем году на альтернативное питание перейдут все общеобразовательные учреждения, имеющие необходимые материально-технические условия.
Ещё одно немаловажное требование к результату проекта – создание зон комфорта для всех участников образовательного процесса.
Конечно, здесь у нас еще много нерешенных проблем, но первые шаги - полное зонирование всех пространств, создание комфортных условий для школьников – уже сделаны. В школах полного дня организованы места активного и тихого отдыха, зоны общения и самоподготовки.
Ребёнок устаёт физически, ведь он несколько часов подряд находится в напряжении. В начальной школе давно пользуются популярностью зоны отдыха с ковровым покрытием. Дети могут присесть или прилечь, пока учитель им что-то читает или рассказывает. Для среднего и старшего звена такие места, как правило, не были предусмотрены ранее. Эта ситуация исправлена в школе полного дня. Также тут организованы коворкинг-зоны.
Обязательным мероприятием стала прогулка в любую погоду. А для этого оборудованы спортивные площадки, проведено ландшафтное благоустройство. Вся инфраструктура школы должна быть удобной для того, чтобы можно было сочетать активные и пассивные виды деятельности детей и взрослых.
Чтобы родителям не пришлось стоять в дверях школы, ожидая своего ребенка, помимо создания зон комфорта для учащихся в школах полного дня оборудованы зоны комфорта для родителей, зоны комфорта для педагогов.
К октябрю 2021 года в режим школа полного дня перейдут Афанасовская, Большехаланская, Жигайловская, Новослободская, Плотавская, Шеинская средние и Заяченская основная школа.
Это не значит, что режим полного дня станет в этих школах обязательным для всех учащихся. Только по желанию! Главное, что здесь будут созданы все условия для пребывания ребенка в течение всего дня. Как показывает практика, такие школы востребованы родителями.
О том, что все школы района смогут перейти в новый режим, пока рано говорить, ведь где-то могут возникнут проблемы с организацией альтернативного питания, а кому-то недостаточно места для зонирования пространства, не хватает кадров для полноценной организации деятельности во второй половине дня.
Уверена, что для многих работающих родителей школы полного дня уже стали хорошим подспорьем.