Стратегические направления работы в системе образования региона представила коллегам руководитель отраслевого департамента Елена Тишина.
Это повышение качества общего образования, развитие кадрового потенциала, цифровая трансформация, ранняя профессиональная навигация, воспитание патриотов своей малой родины, качественный отдых и оздоровление детей, развитие инфраструктуры образовательных учреждений.
«Этот год – это год завершения нашей действующей стратегии «Доброжелательная школа». Поэтому нам нужно определить векторы развития на перспективу. Кроме того, с 2022-го года выходят новые образовательные стандарты, где четким приоритетом прописано воспитание. Решать эту задачу будем совместно с управлением культуры области», – рассказала начальник департамента образования Белгородской области Елена Тишина.
Задачей воспитания в новом учебном году определено патриотическое воспитание. Патриотический уклон – самое главное изменение в новых федеральных государственных стандартах. В 85 школ начнут апробацию уже с этого учебного года.
В школах региона и страны в следующем году появятся даже советники директоров по воспитанию. Основной деятельностью этих специалистов станет организация воспитательной работы и взаимодействие с общественными детскими организациями, организация патриотических слетов и акции, вовлечение детей в социально значимые проекты, детское движение.
Министр просвещения России Сергей Кравцов в своём видеообращении к педагогам сделал акцент на построении открытого диалога с родителями и детьми по всем вопросам обучения и воспитания.
С приветствием к педагогическому сообществу региона обратилась и Татьяна Васильева, заместитель Министра просвещения РФ. Она подчеркнула особую роль дополнительного образования для развития современного поколения школьников.
«Дополнительное образование – место, куда дети идут не потому, что их обязали, а идут потому, что можно получить новые знания, новых друзей. И вот такие точки допобразования становятся местом притяжения вокруг «Сириусов» и дворцов творчества», – заявила Татьяна Васильева.
На Белгородчине отмечается растущая потребность в создании специальных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья, соответственно, возникает необходимость расширения сети групп компенсирующей и оздоровительной направленности, с сентября этого года такие группы дополнительно появятся в 5 муниципалитетах региона. Одновременно в регионе запланировано расширение сети «ресурсных классов». По данным муниципальных органов управления образованием, с 1 сентября 2021 года запланировано функционирование новых 16 «ресурсных классов» в 12 муниципалитетах. Среди них пять муниципалитетов, где впервые открывают «ресурсные классы»: Ивнянский, Корочанский, Красногвардейский, Ракитянский районы и Грайворонский городской округ. В 16 новых «ресурсных классах» будут получать образование 55 детей с РАС. Таким образом, в 2021-2022 учебном году будут функционировать 42 «ресурсных класса» для 203 детей с РАС.
Предметная «диспансеризация»
Это особая технология повторения базовых знаний за прошлый год. Почему нужно? 16% школ региона показывают низкие образовательные результаты, более 3% - необъективность при проведении оценочных процедур. Кадровый вопрос в образовании тоже требует скорейшего решения. Сейчас в отрасли работают 47,5 тыс. человек, их средний возраст – 48 лет.
«За последние два года мы реорганизовали методическую службу региона, заложили основы системы наставничества, повысили заработную плату – то есть, создали условия для её эффективного функционирования. Сегодня мы ожидаем качественно иного уровня методического сопровождения каждой школы, каждого педагога», подчеркнула Елена Георгиевна.
В части повышения профессионального уровня руководителей образовательных организаций планируется старт открытой аттестации директоров или кандидатов на эту должность с уровня региона. Такой формат уже апробирован на руководителях государственных учреждений.
Развитие сети педагогических классов, целевое направление, возрождение регионального конкурса для выпускников пединститута, участие в федеральной программе «Земский учитель» – основные мероприятия Стратегии по восполнению кадрового дефицита.
Цифровую трансформацию помогут провести уроки по информатике в начальной школе, модернизация локальных сетей учебных заведений, подключение школ и учреждений СПО к единой платформе «Сферум».
Проблему трудоустройства после окончания вуза поможет решить включение области в федеральный проект «Профессионалитет».
«Он предполагает комплексную реструктуризацию системы СПО совместно с отраслевыми предприятиями и нацелен на быструю и качественную подготовку кадров под запросы экономики», – рассказала Тишина.
«Войти в пятёрку регионов-лидеров по оценке Минпросвещения» – так руководитель областной системы образования обозначила перед коллегами главную задачу.
Атлас патриота
Из года в год темы педконференций различны. Основным вектором обсуждений этого года стала тема воспитания.
От имени молодых педагогов выступила преподаватель кафедры режиссуры БГИИК Анастасия Ульянова.
«Через нас сейчас проходят очень большие объёмы информации, но наши знания, к сожалению, часто остаются поверхностными. Многие из нас, живя в Белгородской области, не знают её истории. Помогите нам узнать, что такое наша малая родина, кто были наши предки, как родилась земля, которую стоит любить. И тогда, возможно, нам станет интересно, кто эти люди, которыми стоит гордиться, и где те месте, в которые невозможно не влюбиться», – с такого эмоционального обращения к коллегам начала своё выступление Ульянова.
Она предложила применять новые формы для привлечения внимания молодёжи: проводить квесты или батлы на краеведческую тематику, создать интерактивный атлас патриота Белгородчины (единый календарь региональных мероприятий, памятных мест и экскурсионных маршрутов), разработать мобильное приложение «Свои».
Присутствующая на конференции Галина Пятых пообещала, что инициативу рассмотрят на детском общественном совете при уполномоченном по правам ребёнка в Белгородской области.
Начальник управления культуры белгородской области Константин Курганский презентовал межведомственный проект «Культура для школьников». Он направлен на духовное, эстетическое и художественное развитие, повышение культурной грамотности подрастающего поколения. Он включает и традиционное культурное образование, и интерактивный культурный клуб. Цифровые ресурсы «Культурный дневник школьника», портал и афиша мероприятий, «Пушкинская карта» – только в помощь юным и воспитывающимся интеллектуалам.