Первый онлайн-эфир посвящен опыту реализации «Десятилетия детства» в Белгородской области. В нашем регионе, как и в других субъектах России, созданы Координационные советы, которые способствуют реализации мероприятий программы «Десятилетие детства», запущены межведомственные проекты.
"Правительство РФ определило задачу – максимально широко информировать общественность, специалистов органов власти всех уровней о мероприятиях «Десятилетия» с тем, чтобы на межрегиональном уровне осуществлять диссеминацию опыта и инициатив по защите прав и интересов детей», – определил задачу Андрей Евсеев, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации.
От проблем – к механизмам их решения: по такому принципу было построено содержание докладов выступающих от нашего региона. Модерировала вебинар вице-губернатор Белгородской области Наталия Зубарева. Она задала деловой тон мероприятию, отметив, что региональный План по реализации «Десятилетия детства» включает более 100 нормативно-стратегических документов, каскад портфелей проектов, обеспечивающих меры по поддержке семей с детьми. Однако ключевой составляющей является региональная стратегия «Доброжелательная школа».
«Это главный межведомственный документ, в реализации которого участвуют представители государственной и исполнительной власти абсолютно всех уровней, родительское сообщество, общественные организации, бизнес-сообщество. Как один из результатов такого взаимодействия – создание хосписа для лечения онкобольных детей. В регионе сформирован так называемый «детский бюджет», суммарный объём мероприятий которого составляет порядка 37 млрд. рублей», пояснила Н.Н. Зубарева.
Муниципальные мероприятия каждой территории напрямую коррелируют со стратегическими задачами нацпроектов «Образование», «Здравоохранение», «Демография» и их качественные результаты очевидны в цифрах. Значительно увеличилось число детей с 1 и 2 группами здоровья. Спортом занимается порядка 99% детей разных возрастных групп. Организована адресная помощь социально нуждающимся семьям. Итогом этой масштабной работы станет качественной изменение уровня жизни каждой белгородской семьи.
Уполномоченный по правам ребенка в Белгородской области Галина Пятых в продолжении разговора о программе «Десятилетие детства» сделала акцент на направлении по обеспечению безопасности. Этот «блок» включает антитеррористическую защищённость образовательных организаций, обеспечение качественного отдыха и оздоровления детей, развитие института «наставничества», мероприятия по формированию культуры безопасности.
«Важно, что в региональный портфель вошли проекты, необходимые для жизни детей с РАС и другими ментальными нарушениями с момента рождения до 18 лет включительно. Конечно же, самые главные помощники для детей сегодня – это психологи, соцпедагоги, которые активно взаимодействуют с родительской общественностью», отметила Г.А. Пятых.
Дети с ментальными особенностями развития нуждаются в социальном сопровождении, и в Белгородской области такой опыт есть. Директор «Разуменского дома детства» Андрей Негомодзянов озвучил наиболее проблемные вопросы из практики работы. Выпускники с ментальными особенностями ограничены в выборе профессий – поэтому нужно серьёзно поработать над расширением спектра получаемых специальностей. Есть необходимость в создании рабочей группы по социальной интеграции молодых инвалидов в общество, чтобы оперативно решать возникающие проблемы данной категории граждан. «Программу подготовки в «Школах приемных родителей» необходимо доработать спецкурсом, расширяющим знания об особенностях детей с ОВЗ и инвалидностью. Это позволит увеличить количество детей с ментальным и особенностями, передаваемых в приемные семьи», предложил А.Г. Негомодзянов.
А потому и современная школа рассматривается сегодня как интегратор образовательных и воспитательных ресурсов, специальный институт родительского просвещения.
Эта идея отражена в белгородской региональной Стратегии развития образования «Доброжелательная школа». Она включает 9 разнонаправленных портфелей проектов, объединяющих в общей сложности 34 проекта. Её ключевой посыл – построение на территории нашего региона доброжелательной образовательной среды.
«Главные принципы доброжелательной школы – не оставлять без внимания ни одного ребенка; успех всех и успех каждого; активное участие родителей в жизни школы; школа – территория безопасности детей; школа для и ради детей; обеспечение высокого уровня образовательной деятельности; объективность оценки; событийность; воспитание через коллектив; благо детей прежде всего; свобода, активность и сопричастность; учёт интересов детей и родителей», обозначил приоритеты первый заместитель начальника департамента – начальник управления образовательной политики департамента образования Белгородской области Николай Рухленко.
Понятия «доброжелательная школа» и «бережливая школа» неразделимы, это изменение культуры, идеологии, сознания людей. Процессы визуализации, внешней и внутренней логистики, разделения потоков обучающихся, создания комфортных зон ожидания, электронное расписание – это то, что будет оказывать долгосрочный эффект на весь образ жизни любой образовательной организации. Наша цель – формирование бережливой личности (ученика, педагога, родителя, руководителя), школы в целом.
Детальная информация о Стратегии представлена на сайте департамента в разделе «Доброжелательная школа» – https://xn--31-6kcadhwnl3cfdx.xn--p1ai/dobrozhelatelnaya-shkola/
«Тем не менее, не сама по себе материальная база, но образовательная среда в целом должна являться достаточным условием качественного образования. Можно перенасытить учреждение оборудованием и иными материальными благами, но без внутреннего содержания и атмосферы желаемого результата не добиться», подчеркнул в завершении выступления Н.М. Рухленко.
Ещё одним неотъемлемым сегментом «Доброжелательной школы» остается психологическая безопасность образовательной среды. Это эмоциональный комфорт ребенка, защита от насилия и агрессии, сохранение жизни и здоровья – в школе, подростковой среде и дома. Екатерина Викторова, директор Белгородского регионального центра психолого-медико-социального сопровождения, особенно выделила роль родителей в системе образования и воспитания. Повышение психолого-педагогической компетентности – задача областного клуба «Ответственное родительство», участники которого (папы и мамы) – уже сейчас его активные сотрудники, партнеры и союзники. К декабрю 2021 года все 22 муниципальных площадки станут центрами взаимодействия семьи и системы образования.