Ассоциация школьных музеев Белгородской области – это некоммерческая общественная организация, объединившая на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и гласности тех руководителей школьных музеев, чьи личные и профессиональные интересы находятся на стыке педагогики, психологии и музееведения, кто рассматривает музей в качестве образовательной системы, кто готов менять эту систему и меняться сам.
Учредителями Ассоциации выступили Белгородский областной Центр детского и юношеского туризма и экскурсий, являющийся методическим центром школьного музееведения области, и руководители школьных музеев Белгородской области.
Цель деятельности Ассоциации – организация сетевого взаимодействия школьных музеев Белгородской области и обеспечение доступа обучающихся к образовательным материалам школьных музеев. Для этого необходимо объединить образовательное пространство школьных музеев, создать информационно-коммуникативную среду, организовать методическое обеспечение деятельности школьных музеев.
Ассоциация организует работу своих членов по разным направлениям: в тематических секциях, через электронное общение в группах в социальных сетях, через обмен методическими материалами, через проведение совместных мероприятий, выставок, а также через взаимопосещение.
На прошедшей в ноябре видеоконференции руководителей школьных музеев, ставшей учредительной для Ассоциации, был избран постоянно действующий коллегиальный руководящий орган – Совет Ассоциации, в который вошли представители музеев всех муниципальных районов и городских округов области. Председателем Совета Ассоциации стала Ирина Владимировна Урюпина, руководитель Музея 89 гвардейской стрелковой Белгородско-Харьковской Краснознаменной ордена Суворова 2 степени стрелковой дивизии МБОУ СОШ № 20 г. Белгорода.
Деятельность Ассоциации школьных музеев Белгородской области вкупе с реализацией регионального проекта департамента образования «Обновление информационно-образовательного пространства школьных музеев Белгородской области» позволит актуализировать школьную музейную педагогику, выделит школьный музей из общего информационного фона, выведет его за пределы традиционного музейного пространства благодаря интернет-коммуникациям и яркой подаче контента, станет тем катализатором изменений в деятельности школьных музеев, что привлечет учащихся к познавательно-творческому соучастию.