13 октября 2020 года на базе Белгородского областного эколого-биологического центра» (далее – Центр) прошел областной информационно-обучающий семинар в формате видеоконференции «Руководство проектно-исследовательской деятельностью учащихся: проблемы и пути решения» (далее – семинар). В семинаре приняли участие 57 педагогических работников муниципальных образовательных организаций области, руководители школьных лесничеств.
Модератором проведения семинара выступила директор Центра Цапкова Т.И.
В приветственном слове на открытии семинара Тамара Ильинична отметила, что заявленная тема семинара весьма актуальна, так как необходимость формирования культуры исследовательской и проектной деятельности у школьников сегодня является общепризнанным и зафиксирована в действующих федеральных государственных образовательных стандартах общего образования.
Она также обозначила, что проводимые Центром региональные этапы Всероссийских конкурсов исследовательских и проектных работ (ЮИОС, Водный конкурс, Подрост и Юннат) являются не только образовательной, но и своеобразной диалоговой площадкой между авторами проектно-исследовательских работ и экспертами по обсуждению, как положительного опыта представления результатов их деятельности, так и определению проблем в осуществлении обучающимися этой деятельности.
В работе семинара приняли участие директор Института наук о Земле НИУ «БелГУ» Игнатенко И.М., руководитель научно-исследовательского центра геномной селекции НИУ «БелГУ» Снегин Э.А., заведующий лаборатории генетики и селекции растений научно - образовательного центра «Ботанический сад НИУ БелГУ» Третьяков М.Ю., ученые-преподаватели кафедры природопользования и земельного кадастра Института наук о Земле НИУ «БелГУ» - Голеусов П.В. и Соловьев А.Б.
Они познакомили участников семинара с новыми информационными технологиями в исследовательских проектах по оценке состояния окружающей среды, основными направлениями современной генетики в сельском хозяйстве и новыми инструментами для работы с растительным генетическим многообразием, организацией процесса наращивания знаний, умений и навыков при помощи электронных средств обучения, практическими аспектами подготовки научно-исследовательских и практико-ориентированных природоохранных проектов в областной очно-заочной профильной школе Центра.
С актуальными проблемами тьюторского сопровождения в подготовке исследовательских работ, представляемых на региональные этапы Всероссийских конкурсов проектно-исследовательских работ, по направлениям зоология и экологии животных, исследования биологических систем и принятию мер по их преодолению участников семинара познакомили постоянные эксперты этих конкурсов, ученые-преподаватели кафедры природопользования и земельного кадастра Института наук о Земле НИУ «БелГУ» Калугина С.В. и кафедры биологии Института фармации, химии и биологии НИУ «БелГУ» - Воробьева О.В.,
Участники семинара были ознакомлены с произошедшими в 2020 году изменениями в положениях о Всероссийских конкурсах ЮИОС, Подрост и Юннат, алгоритмом подготовки работ в конкурсных номинациях.
Семинар показал себя удобной формой деловой площадки для обсуждения актуальных проблем в проектно-исследовательской деятельности школьников и ее тьюторского сопровождения педагогами. Опыт и знания, которыми делились ученые – педагоги, представители научно-исследовательских лабораторий был очень актуален и будет востребован при организации проектно-исследовательской деятельности в дополнительном экологическом образовании. Организаторы и участники семинара уверены, что такие встречи способствуют не только росту профессиональной компетентности педагогов, но и как результат - интеллектуальному развитию подростков.