Проект, направленный на сохранение и укрепление здоровья детей, стал одной из главных тем обсуждения на заседании Общественного совета при департаменте образования Белгородской области.
Проект «Воспитываем здоровое поколение» запустили в конце прошлого года. В его основе – упор на профилактику и раннее предупреждение заболеваний. Теперь сохранение и укрепление здоровья маленьких жителей области (туда вошли 800 дошкольников старшего и школьников младшего возрастов) имеет индивидуальное медико-психолого-педагогическое сопровождение. Пилотными площадками были выбраны 20 образовательных учреждений Губкинского, Корочанского, Ракитянского и Шебекинского районов. Старооскольский гордской округ стал пятой площадкой проекта по здоровьесбережению, а это ещё 3 детских сада и 3 школы разного типа.
«Мы начинаем реализацию проекта на базе старооскольской территории, где были отобраны три абсолютно разные школы: сельская школа, средняя городская школа и школа с максимальной наполняемостью, чтобы мы могли выработать модель, которую можно было бы применять на любой территории. Совместная работа семейного врача, школы, детей и родителей – это достаточно кропотливая работа, которая требует практики», – подчеркнула заместитель Губернатора – начальник департамента образования Белгородской области Наталия Полуянова.
В Старооскольском городском округе обследовали 39,7 тыс. детей из 111 школ и детских садов. Самые распространённые у детей недуги – болезни органов дыхания, нервной системы, глаз и ушей, проблемы с эндокринной системой. В зависимости от группы здоровья ребёнка составляются дорожные карты по профилактике развития болезней, причём в этой работе участвуют и педагоги, и медики.
«Мы считаем, что самым критичным детским возрастом является возраст перехода из детского сада в начальную школу, это связано с изменением режима активности и ростом тревожности. Поэтому в проект, прежде всего, мы включаем детей подготовительных групп и первых классов», – отметила начальник управления образования Старооскольского городского округа Светлана Халеева.
Председатель Общественного совета при департаменте образования Василий Потрясаев согласился, что проект очень значимый, ведь в итоге его успешная реализация принесёт колоссальные плоды.
«Нет смысла говорить, насколько важен этот проект. Уровень отношения к здоровью повысится в каждой семье, мы ведь планируем работать и с родителями, и с преподавателями, и с привлечением медицинского персонала, это получится синергетический эффект. Что важнее может быть, чем здоровье ребёнка? Сама по себе тема очень актуальна, но и очень ответственна. И появится большая дополнительная нагрузка на педагогов, поэтому нужно предусмотреть для учителей, участвующих в проекте, соответствующее поощрение. Общественный совет возьмёт реализацию этого проекта на особый контроль», - подчеркнул Василий Николаевич.
Также на заседании Общественного совета обсудили вопрос реорганизации малокомплектных школ. На сегодняшний день в области 540 школ, треть из них – малокомплектные.
«С одной стороны, качество образования у нас должно быть везде одинаково высоким, вне зависимости от того, где школа располагается. На другой чаше весов – безусловно, экономический фактор. Когда мы говорим о том, что школу при проектной мощности 200 человек посещают 35-40 учеников, то мы понимаем, что топится вся школа, плюс ещё если там находится детский сад, два пищеблока и так далее, все эти затраты многократно увеличиваются. Но далеко не всегда убрать малокомплектную школу – это решение проблемы», – сказала Наталия Владимировна.
«Нет школы – нет села. Школы надо максимально сохранить. Наша задача – грамотно распорядиться объектами, которые нам достались», – поддержал Василий Потрясаев.
Свой опыт сохранения малокомплектных школ представила начальник управления образования Ивнянского района Лариса Родионова. В районе подсчитали: если эффективно использовать школьные площади (куда‑то переселить детсад, где‑то разместить детский лагерь), сразу можно сэкономить 100 миллионов рублей. Плюс ежегодная экономия за счёт того, что не нужно оплачивать коммуналку, пожарную сигнализацию, тревожные кнопки.
«Один из вариантов сохранения малых школ – это создание социокультурного комплекса, в котором можно интегрировать учебную и внеучебную деятельность. Сейчас мы проводим такой эксперимент в Никольской школе. Там учатся 44 ребёнка из трёх близлежащих сёл», – рассказала заместитель главы администрации Шебекинского района Галина Шаповалова.
В свою очередь Наталия Полуянова отметила, что речь не идёт о сокращении штата, речь идёт о повышении качества образования и об укрупнении таких школ.