Сегодня на площадке Образовательного комплекса «Алгоритм успеха» прошла стратегическая сессия по формированию пяти ключевых целей трансформации отрасли до 2030 года. В приоритете: высокое качество школьного образования; профессиональное развитие педагогов и эффективное повышение квалификации; цифровизация и новые технологии в образовании; разностороннее развитие ребёнка и ранняя профориентация; как результат – «умная Белгородчина» – точка притяжения образовательной миграции.
Открывая сессию, врио Губернатора Белгородской области Вячеслав Гладков отметил: «Образование – основополагающая отрасль, требующая сегодня высоких бюджетных затрат. Наша задача – правильно инвестировать эти средства, оценивая перспективность современных мировых трендов. Изменения происходят постоянно, поэтому останавливаться нельзя, мы должны быть впереди. Только постро'ить школы – недостаточно. Важно, чему учить детей? Какие образовательные программы выбрать, чтобы они отвечали интересам школьников и запросам их родителей? Мы должны дать каждому ребенку попробовать всю образовательную «палитру красок», тогда он вырастет успешным. Как, имея ограниченный фонд, создать для дошколят, школьников, студентов разнообразный образовательный ресурс? Ответ на эти вопросы должен быть заложен в новой Стратегии».
Документ, призванный изменить региональное образование, конечно, мог быть сформирован на основе отраслевых нацпроектов или Стратегии развития РФ до 2030 года. Но в этом случае он превратился бы в сухой свод задач и поручений, мало известных родителям, учителям. Именно поэтому будущую политику образования нашего региона обсудили представители вузов, ссузов, школ, учреждений дошкольного и дополнительного образования, молодежной политики, IT-сферы.
Первый заместитель председателя Белгородской областной Думы Наталия Полуянова подчеркнула, что обновленная система образования должна сохранить накопленный интеллектуальный потенциал, поднять стандарты обучения на новый уровень, адаптировав образовательную систему к современным реалиям благодаря цифровым технологиям.
Какие проблемы в системе образования региона сегодня очевидны?
Разрыв между «цифровыми» детьми и «аналоговыми» педагогами; требующий обновления компьютерный парк; школы с низкими образовательными результатами; растущий запрос на программы естественнонаучной и технической направленностей в допобразовании; кадровый дефицит; отсутствие прогнозирования потребностей экономики к специальностям выпускников вузов.
«В Стратегию должны войти механизмы, которые по всем направлениям выведут наш регион в лидерские позиции. Именно поэтому мы сегодня работаем над содержанием образования. Должна быть разработана эффективная система выявления и поддержки талантливых детей и молодежи. Конечно же, мы ставим задачу достижения Белгородчиной «цифровой зрелости» в нашей отрасли», определила векторы работы начальник департамента образования Белгородской области Елена Тишина.
После обсуждения текущих проблем отрасли эксперты – представители системы образования и «цифровой» сферы – разделились на группы и обозначили основные инициативы Стратегии-2030, которая и определит трансформацию образовательной сферы.
А это: перевод школ и профессиональных организаций на платформу «Сферум»; участие региона в федеральном проекте «500+»; предметная «диспансеризация»; новое качество кадров; комфортная среда для обучения, бесшовный переход из школы на следующую ступень образования (четкое понимание подростком сферы своих интересов), гибкое нормативное регулирование и управление; развитие цифровой, финансовой грамотности у детей, начиная с дошкольного возраста.
Уже в текущем году несколько мероприятий в рамках направлений будут реализованы. Так, на базе ОК «Алгоритм успеха» откроется Центр развития одарённых детей, на площадке Центра детского (юношеского) технического творчества № 2 г. Старого Оскола заработает «IT-куб» (уже второй в регионе), ведущие вузы региона станут участниками федеральной программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».
Спикеры сошлись во мнении, что основная задача, которая стоит сегодня перед системой образования региона и обществом, — это создание условий для самореализации и развития талантов каждого ребёнка.
Подводя итог встрече, Е.Г. Тишина выразила уверенность, что к 2030 году в Белгородской области роль учителя приобретет ключевое место в списке приоритетов системы образования. Одновременно с этим цифровое развитие начнется с улучшения кадровой системы.