Что интересного происходит в школах РАН сейчас, летом? Как совместить отдых в пришкольном лагере с познавательной деятельностью? Этот вопрос обсуждали участники диалоговой площадки, организованной в Старооскольской школе № 20.
Два года назад три образовательные организации Белгородской области – Шуховский лицей, Лицей № 9 (г. Белгород) и Средняя общеобразовательная школа № 20 с углубленным изучением отдельных предметов (г. Старый Оскол) получили статус «базовых школ Российской академии наук». Это событие не только стало социально-педагогическим явлением в жизни белгородского образования, но и определило новые векторы его трансформации. Изменилась и материально-техническая база школ, и подходы к организации образовательной деятельности.
Что интересного происходит в школах РАН сейчас, летом? Как совместить отдых в пришкольном лагере с познавательной деятельностью? Этот вопрос обсуждали участники диалоговой площадки, организованной в Старооскольской школе № 20. Здесь работает летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей «Робинзония», маленькие хозяева которого уже осваивают научные знания и делают уникальные открытия.
Программа профильного лагеря реализуется по естественно-научному; техническому; общественно-научному; гуманитарному направлениям. Естественно-научное является одним из приоритетных, именно поэтому с ребятами профильных отрядов работают ведущие преподаватели вузов, которые проводят образовательные мероприятия. В «Академии Магии» и «Лаборатории Кота Шрёдингера» в игровой форме ребята знакомятся с элементарными понятиями химии и физики. Наставниками юных ученых становятся не только учителя, но и вожатые-старшеклассники.
Традиционными здесь стали профильные геологические отряды. Каждый день преподаватели Старооскольского филиала МГРИ совместно со студентами проводили для школьников занятия «Удивительный мир камней», «Занимательная палеонтология», организовывали викторины и мастер-классы. Некоторые виды мероприятий проводятся на двух языках: русском и английском. Такое взаимодействие позволит в будущем представлять свои исследования не только на всероссийском, но и на международном уровнях.
«Дети в летнем лагере заняты умной деятельностью. Каждый день здесь имеет особую тематическую направленность. Им предложены интересные формы работы и увлекательные практики. Это не только отвлекает детей от негатива, но и позволяет опосредованно погрузиться в науку, стимулирует интерес к исследовательской деятельности, позволяет определиться с будущей профессией», сделал акцент первый заместитель начальника департамента - начальник управления образовательной политики департамента образования Белгородской области Николай Рухленко.
Профильные смены в лагере «Робинзония» организуются при участии вузов-партнеров – старооскольских филиалов НИУ «БелГУ» и «МИСиС». Один из ярких результатов такой коллаборации – открытые лагерные мероприятия «Образовательная робототехника». Дети познакомились с различными видами роботов, участвовали в их сборке. Сейчас лучшие робо-проекты проходят экспертную оценку на базе вузов-партнеров, чтобы получить возможность участвовать во всероссийских конкурсах.
«Во время летних каникул можно создать комфортное социально-образовательное пространство для увлекательного погружения в мир науки. Одна смена в «Робинзонии» длится 14 дней, в которой занимаются 250 детей. Четыре вуза-партнера участвуют в разработке мероприятий в зависимости от возраста ребят, а также от их научных интересов. Особенно нравятся воспитанникам лагеря экскурсии на предприятия города – кондитерскую фабрику «Славянка» и Оскольский электрометаллургический комбинат. Цель таких экскурсий - получение новой информации, личного опыта, ответа на заранее сформулированные вопросы», пояснила директор старооскольской СОШ № 20 с углубленным изучением отдельных предметов Елена Абаполова.
Презентация Е.А. Абаполовой
И в Шуховском лицее, и в Лицее № 9 также построены образовательные маршруты для участников летних профильных лагерей. Эта деятельность включает интеллектуальные игры, очные выездные школы, дистанционные курсы, индивидуальные занятия с преподавателями, образовательные сессии, конкурсы проектов и т.д. Создавать качественное школьное образование, чтобы выявлять и обучать талантливых детей – это приоритетная задача для школ РАН. Но к этой цели каждая образовательная организация идет своими методами.
Презентации А.В. Зарубина/С.В. Милеевой
Директор СТИ НИТУ «МИСиС» Анна Боева особенно подчеркнула, что вуз открыт для всех школ в вопросе выявления, обучения талантливых детей и развития их исследовательских способностей: «Инженерное образование – ключевое направление вуза. Взаимодействие со школами позволяет формировать его у обучающихся – наших будущих студентов – академических, горняцких классов. Ребята целенаправленно погружаются в «экосистему» института и учатся решать научные, профессиональные задачи. Жизнь «за» ЕГЭ и «за» профессиональным образованием очень интересная, насыщенная. И студенты на выходе из вуза уже должны знать специфику профессии, выстраивать траекторию своего профессионального роста».
Ранняя профориентация начинается уже на школьном уровне. Ученики вместе со студентами включаются в исследовательские проекты – это профессиональное образование, реально выходящее за пределы класса, и подготовка будущих кадров для предприятий региона.
Аналогичное стирание границ между школой и вузом есть и в Старооскольском филиале Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе. Здесь работает «Школа юного геолога», проводятся выездные мастер-классы для общеобразовательных учреждений округа, фестивали «Наука+» и Дни открытых дверей. Педагоги, студенты становятся волонтерами-консультантами для школьников. Уникальные специальности по программам высшего и среднего профессионального обучения открывают целый спектр возможностей и для выпускников 9-х, 11-х классов, и для рабочих, стремящихся повысить квалификацию.
Сегодня практически все вузы и ссузы Белгородской области имеют свою концепцию профилизации (в том числе, модные «кампусы»), начиная с самого раннего школьного возраста (независимо, обучается ли ребенок в обычной, средней, или в школе РАН) и заканчивая международными системами электронного обучения. В любом случае, преподаватель организации профессионального образования приносит в школу иную учебную «начинку», которую учитель просто может не знать. Такая практика как раз и помогает организовать индивидуальное сопровождение школьника в будущую профессию.
Важно и то, что цифровые, спортивные, научные, проектные лагерные «смены» можно организовывать в любое каникулярное время. Нужен их результат: обновление материально-технической базы неизменно должно вести к улучшению качества образования. И такие результаты уже есть. Почти каждый третий старшеклассник является победителем (призером) предметных олимпиад всероссийского уровня. Средний балл по ЕГЭ в белгородских школах РАН – более 74%, что почти на 13% выше общероссийского показателя. По ряду дисциплин он превышает 80%.
«Мы сегодня видим итоги системной работы базовых школ Белгородчины. Да, непрерывное, качественное и интересное образование можно организовать и в летнем пришкольном лагере. Это также одна из возможностей живого погружения в науку, в исследовательскую деятельность. 88% выпускников региона успешно поступают в ведущие вузы нашей страны и их филиалы, из них – порядка 50% остаются учиться именно в Белгородской области. Все ли удалось на сегодня? Одной из перспективных задач является отработка умений школьников выполнять групповые исследовательские проекты. Дети показывают высокие результаты в индивидуальных проектах, но этот показатель «западает», когда анализируются итоги групповых работ. Сложившийся опыт коллаборации вузов и школ нужно максимально применить для решения этого вопроса», – обратился к участникам диалоговой площадки региональный куратор от Российской академии наук, заместитель начальника Управления по взаимодействию с госорганами и научным сообществом РАН Александр Соломатин.