Воспитание детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями. Эта тема приобрела сегодня актуальное звучание и значение. Общественные организации, фонды, СМИ страны, что называется, «держат руку на пульсе». А по-другому и быть не должно: эти ребята нуждаются в особом внимании, системной заботе. Только в Белгородской области сейчас более 11 тысяч детей с ментальными нарушениями, из них 500 имеют расстройства аутистического спектра. К сожалению, эти цифры будут с каждым годом увеличиваться.
Именно поэтому вопрос воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями в нашем регионе получил поистине масштабный смысл. Традиционными стали заседания наблюдательного совета по решению проблем детей с расстройством аутистического спектра. Разработаны механизмы единой системы сопровождения детей младшего и школьного возраста. Многое сделано по созданию ресурсного образовательного пространства. Уже 1 сентября примут воспитанников 10 ресурсных классов и 6 ресурсных групп в детских садах.
Представители 14 образовательных организаций (9 детских садов и 5 школ) собрались сегодня на площадке Белгородского института развития образования, чтобы обсудить механизм и условия реализации нового областного проекта – «Доброжелательная школа – школа для всех и каждого». Этот проект реализуется благотворительным фондом «Каждый Особенный» при поддержке Фонда президентских грантов и активном участии департамента образования Белгородской области.
Подчеркнем, что совместно с этим фондом в регионе уже реализован проект по созданию ресурсных классов и ресурсных групп. А настоящее время отрабатываются мероприятия другого проекта – по оказанию ранней помощи детям с расстройствами аутистического спектра. Участие фонда «Каждый особенный» в новом проекте – посильный вклад в реализацию областной стратегии «Доброжелательная школа».
На территории четырех агломераций Белгородской области (Белгород, Белгородский район, Старооскольский и Губкинский городские округа) начнут работу инновационные площадки по инклюзивному образованию детей с РАС.
«14 организаций должны стать источником организационной и методической поддержки, распространения лучших педагогических методов, подходов в работе с такими ребятами. Обязательное условие: эти технологии должны быть эффективны, рекомендованы научным сообществом. Опыт этих опорных площадок будет транслироваться на все образовательные организации области, где ведется работа с детьми, имеющими ментальные нарушения, РАС», определил задачу первый заместитель начальника департамента – начальник управления образовательной политики департамента образования Белгородской области Николай Рухленко.
Современные «модули» для сенсорных зон, средства технической поддержки – новое оборудование, которое поступит на площадки проекта, будет способствовать процессу социализации воспитанников. Плюс в помощь методическая литература. В рамках проекта «Доброжелательная школа – школа для всех и каждого» будет обучено 237 специалистов (педагогов, готовых работать с особыми детьми).
На площадке Белгородского института развития образования уже реализуется портфель проектов, направленных на организацию помощи детям с ОВЗ, в том числе с РАС. Тем не менее, проект «Доброжелательная школа – школа для всех и каждого» будет синхронизироваться с проектом БелИРО «Апробация поддержки педагогов, работающих с детьми с ментальными нарушениями». Специалисты кафедры психологии и дефектологии института разработали программы (54 час) подготовки педагогов, работающих с детьми с РАС (для детских садов и школ). В 2020 году прошли обучение 213 человек, и эти педагоги будут работать по направлениям своей подготовки.
А в 2021 году стартуют программы переподготовки по дефектологии с учетом поданных заявок территориями.
Надо отчетливо понимать, что педагогу, не имеющему опыта сопровождения детей с ОВЗ, ментальными нарушениями, РАС, потребуется солидный объем консультаций, мастер-классов, тренингов с профессионалами. Сейчас в бесплатном доступе есть курс «12 лекций» Новосибирского госуниверситета, которые на первых порах станут методическим «подспорьем» для педагогов. Естественно, консультационную помощь будут оказывать и специалисты БелИРО.